Четверг, 20.06.2019
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Бердигестяхская улусная гимназия"
муниципального района "Горный улус" Республика Саха(Якутия)

Меню сайта
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 102
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

О профилактике аутоагрессивного поведения

несовершеннолетних.

 

За последние годы выросло число детей, бежавших от родителей, из учебно — воспитательных учреждений, пропавших без вести. Основной причиной усиления этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение со стороны взрослых и сверстников, провоцирование несовершеннолетних на бегство и, нередко, на суицид.

За 1 полугодие 2018 года число суицидов  на территории Республики Саха (Якутия) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 70% (с 7 до 12).

Изучение способствовавших им причин и условий  показало, что основная их доля вызвана семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с одноклассниками, друзьями, возлюбленными, другими подростками и т.д.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации.

Согласно ч. 2 ст. 9 названного закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать компетентные органы. Полученная информация подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем её конфиденциальность.

Статьей 14 названного закона  на органы и учреждения образования возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей.

Работа заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, социальных педагогов, психологов и классных руководителей должна иметь целью формирование законопослушного поведения в отношении указанной категории несовершеннолетних, их 100% вовлечения в дополнительную и летнюю занятость, получения основного общего образования, своевременного выявления фактов семейного насилия и антипедагогических мер воспитания, а также оказания им и их семьям индивидуальной педагогической, психологической помощи, привлечению к работе с данными семьями заинтересованных органов профилактики. Ни один случай пропуска занятий по неуважительным причинам, появления в учебном заведении в состоянии токсического, алкогольного, наркотического опьянения, с признаками телесных повреждений или в состоянии депрессии, поступление информации о нахождении несовершеннолетнего в социально-опасном положении  не должен оставаться без реагирования со стороны педагогов.

В отношении указанной категории несовершеннолетних и их родителей должны составляться индивидуальные планы работы в т.ч. по направлениям предупреждения злоупотребления психоактивными веществами, жестокого обращения, суицидов и т.д.

Анализ показывает, что к «группе риска» по суициду относятся подростки: с проблемами в межличностных отношениях, «одиночки»; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; с затяжным депрессивным состоянием; сверхкритичные к себе подростки; страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней (инвалиды); страдающие от болезней или покинутые окружением подростки; из социально-неблагополучных семей; с семейной историей суицида; подвергающиеся насилию и психологическому давлению со стороны взрослых или подростков.

Школа, где подростки проводят треть дня, является основным источником информации о проблемах, возникающих как в отношениях между обучающимися, так и в их семьях. В этой связи, от качества профилактической работы данного органа системы профилактики зависит очень многое.

При выявлении признаков аутоагрессивного поведения у обучающегося, подлежат своевременному установлению и устранению их причины путем бесед с самим подростком, с его друзьями, родителями, классным руководителем.

Семейный кодекс РФ, Федеральный закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» возлагают на родителей (лиц, их заменяющих) обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, ненадлежащее исполнение которой может повлечь установленную законом ответственность (ст.5.35 КоАП РФ, ст.ст.69, 73 Семейного кодекса РФ, ст.ст.156, 125 Уголовного кодекса РФ).

У каждого родителя есть возможность принять участие в профилактике аутоагрессивного поведения не только путём личного общения с ребёнком, но и путём ограничения его от негативной информации, в т.ч. на телевидении и в сети Интернет, отрицательного влияния окружающих.

С учётом вышеизложенного, законным представителям несовершеннолетних при возникновении сложностей в воспитании детей, во взаимоотношениях с ними необходимо обращаться к квалифицированной помощи школьных педагогов-психологов.

Если родители по какой-то причине не доверяют школьному психологу или опасаются нарушения конфиденциальности информации о проблемах ребёнка они могут обратиться непосредственно к психологам социально-реабилитационных центров или в мобильную кризисную службу ГБУ РС(Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодёжи».

Кроме того, по возникающим вопросам в сфере защиты прав несовершеннолетних, в т.ч. оказания медицинской, психологической, психиатрической помощи, можно получить консультацию по следующим номерам горячих линий:

Общероссийский детский телефон доверия: 8-800-2000-122;

Телефон доверия службы экстренного психологического консультирования: 8 800 100-35-50 (круглосуточно, бесплатно со всех телефонов по республике);

Телефон центра социально-психологической поддержки семьи и молодежи при Министерстве по делам молодёжи и семейной политике РС(Я): 7(4112)32-03-37, 42–50–25.

Телефон Мобильной кризисной службы: 8-800-100-22-83.

Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования РС(Я): 8 (4112) 42-28-92.

 

В случае если Вы узнали о каких либо фактах нарушения прав детей, совершения в их отношении противоправных действий, необходимо обратиться в следующие организации.

Телефон доверия МВД по РС(Я): 8 (4112) 42-22-22;

Телефон доверия Следственного Управления Следственного комитета РФ по РС(Я): 8(4112) 40-31-74, телефонная линия «Ребенок в опасности»: 8(4112) 40-32-37;

Телефон прокуратуры Горного района: 41804.

 

 

Прокуратура Горного района

 

Краткие результаты анализа причин и условий, способствовавших суицидам и несовершеннолетних и их попыткам в 2017 году, 1 полугодии 2018 г.

 

Количество суицидов с 33 в 2010 году снизилось до 10 в 2015, но возросло до 12 в 2017 году. Тенденция роста сохраняется и в 1 полугодии 2018 года – 12 (АППГ 7). Возросло и количество попыток суицида – 58 (АППГ – 53, 1 полугодие 2018 - 32 (АППГ 29).

В 2017 рост суицидов был в городах, в 1 полугодии 2018 года большинство фактов произошло в сельской местности. Большинство погибших являлись учащимися школ и профтехучилищ, 1 не учился.  Большинству из них было 16-17 лет, остальным 14-15. Большинство были юноши. Суицидов произошли, в основном, в весенний период, а также осенью и летом, единичные зимой.  Значительная часть суицидов совершена в состоянии алкогольного  или наркотического опьянения.

Причинами суицидов явились (по мере убывания %):

- нарушенные детско-родительские отношения или конфликт с иными близкими людьми;

- проблемы в отношениях со сверстниками, друзьями;

- длительное депрессивное состояние с признаками нервно-психического расстройства;

- социальное неблагополучие семьи, недовольство условиями жизни, сопровождающееся внутренними комплексами;

- раскаяние в связи с совершенными противоправными деяниями.

- проблемы с противоположным полом (2016);

Драмы происходят как во внешне  благополучных семьях (большинство), так и в семьях с отчимом, в находящихся в социально-опасном положении, малоимущих и многодетных семьях.

Половиной погибших ранее неоднократно озвучивалось желание совершить суицид. Многие интересовались этой темой в сети Интернет, у некоторых имелась семейная история суицида.

Так, у 4 из 12 детей, погибших в 2017 году,  по результатам школьного тестирования имелись признаки аутоагрессивного состояния, однако  своевременная психолого-педагогическая помощь, в т.ч. детям пришедшим в другую школу – в новый для них коллектив, им не была оказана, 2 не проходили тестирование.

В 2017 году в отношении несовершеннолетней П. не проведён полный комплекс психодиагностических мероприятий для выявления признаков суицидального поведения и не оказана ей социально-психологическая помощь, тогда как подросток пребывал в социально-опасном положении в связи с злоупотреблением матери и отчима алкогольными напитками. ПДН и КДНиЗП при наличии конфликтной ситуации в семье, насилия в ее отношении, работа с подучётной семьёй проведена формально. 

В случаях, когда при таких обстоятельствах происходит трагедия, ненадлежащая работа органов системы профилактики содержит признаки преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ (халатность).

 

Несовершеннолетний С. в конце 2014 года был снят с профилактического учёта районной КДНиЗП, ПДН в связи с переездом в другой район, однако по возвращении в июле 2015 вновь на учёт не поставлен. В указанной связи комиссией не приняты своевременные профилактические меры на основании письма школы в апреле 2017 года о наличии проблем с обучением, отсутствии влияния опекуна. Не принят комплекс мер по установлению и устранению причин и условий девиантного поведения подростка, что привело к совершению им суицида в мае 2017 года.

Психолого-педагогическая служба школы, располагая сведениями о разводе родителей несовершеннолетнего Б., наличии отчима, проблемах в учёбе (пропуски, не аттестация по предмету «алгебра»), своевременно не приняла меры по оказанию ему психологической помощи.  Администрацией школы меры по постановке на внутришкольный учет данного подростка не приняты, психологическая диагностика проведена не в полном объёме.

В 2018 году в отношении н/с Е., часто пропускающей учебные занятия, неуспевающей по двум основным предметам, психолого-педагогическая помощь учителями – предметниками не оказана, информация в органы управления образования не направлена. Несмотря на совершенные в 2017 году преступления сексуального характера против указанной н/с, переживания из-за развода родителей, тоску по уехавшей матери, недостаточно приняты меры по оказанию ей психологической помощи, досуг не организован.  При отсутствии надлежащего родительского попечения и заботы семья подростка на учёт не поставлена и с ней профилактическая работа не проводилась.

Большинство попыток суицидов совершено именно в города республики (Якутск, Нерюнгри, Мирный, Алдан, Ленск, Удачный). Совершены они н/с, в основном, женского пола в возрасте 14-15 лет, 17, 16, 13  и 12 лет.  В большинстве случаев это также учащиеся школ и профтехучилищ, которые проживали во внешне благополучных семьях. Часть пострадавших из неполных семей, семей с неродными родителями, из  малообеспеченных семей или семей находившихся в социально-опасном положении либо в тяжёлой жизненной ситуации. Попытки совершались всесезонно.

Только 11 из 58 н/с состояли на учёте школы, КДНиЗП, ПДН по различным основаниям, досуг 12 или 20,6 % не был организован.

Причинами попыток суицида являлись (по мере убывания %):

- ссора с матерью и другими значимыми лицами (бабушка, сестра, опекун и др. родные);

- взаимоотношения с противоположным полом (неразделённая любовь, размолвки и ссоры с друзьями);

- депрессивное состояние после смерти близких людей;

- необдуманно, без конкретных причин с целью привлечь внимание окружающих;

- вследствие участия в игре «Синий кит»;

- злоупотребление спиртными напитками родителей;

- проблемы с учёбой, низкие баллы ЕГЭ;

- боязнь предстоящей операции;

- психические расстройства.

У 4 детей в ходе психологического тестирования в школе выявлялись признаки высокого уровня тревожности и лёгкой депрессии, однако данным несовершеннолетним не была оказана психолого-педагогическая помощь.

По несовершеннолетней И. органы системы профилактики своевременно не выявили пребывание в тяжёлой жизненной ситуации из-за алкоголизма родителей, семейного неблагополучия, не приняли мер  по оказанию помощи данной семье, что привело к совершению девочкой попытки суицида.

Воспитанник детского дома н/с Е.  в результате отсутствия контроля со стороны органа опеки, бездействия попечителя совершил попытку суицида в период временного нахождения у лишённой родительских прав матери в результате конфликта с матерью, которая ежедневно употребляла алкоголь с сожителем.

Образовательными организациями допускаются нарушения законодательства о профилактике аутоагрессивного и антиобщественного поведения н/х:

- неполнота или отсутствие работы по выявлению причин и условий, способствовавших совершению попыток суицида;

- формальная индивидуально-профилактическая работа с н/с, проживающими в социально-опасном положении, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- не выявление своевременно детей «группы риска» и не оказание им социально-психологической  и педагогической помощи.

Н/с К. после смерти матери в результате суицида в январе 2017 года не включена в список детей «группы риска» и ей не оказана психологическая помощь. В марте 2017 года она поставлена на внутришкольный учёт только после нанесения телесных повреждений сверстникам, при этом причины её агрессивного поведения не установлены. Несмотря на  выявление признаков длительной депрессии в связи со смертью матери, указанному подростку квалифицированная психологическая помощь не оказана, что привело к совершению ею попытки суицида в апреле 2017 года.

Во многих школах установив в период месячника психологического здоровья высокую тревожность, депрессию у несовершеннолетних, не приняты меры по их психологическому сопровождению. Бездействие социального педагога в отношении н/с Д., у которой выявлены трудности социальной адаптации, эмоциональная неустойчивость, нарушение взаимодействия с близкими (конфликт с матерью), привели к совершению ею попытки суицида.

В школе, где учится н/с А. мероприятия по профилактике суицидального поведения н/с, оказавшихся под влиянием сообществ в сети Интернет, классные часы с родителями о сайтах с информацией, отрицательно влияющей на здоровье и развитие детей, не проводились. Это явилось причиной вовлечения н/с А. в сообщество в социальной сети «Вконтакте» «Синий кит».

В ходе осмотра врачом – педиатром у н/с М. обнаружены резаные раны на руках, нанесённые ранее. Причиной самоповреждения стал конфликт с мамой, переживания по утрате отца и бабушки. Классным руководителем в ходе мониторинга социальных сетей выявлено участие н/с в группе «Синий кит». После разговора с ней, М. вышла из этой группы. Однако, несмотря на это и пропуски занятий без уважительных причин, не приняты меры по оказанию психологической помощи, по постановке на учёт. В ходе месячника не установлено её депрессивное состояние. В результате - попытка суицида.

Учитывая факторы, влияющие на рост суицидов и попыток суицидов н/с, необходимо:

  1. Управления образования на местах должны ежегодно проводить  обучение директоров школ и профтехучилищь, детских домов и социально-реабилитационных центров их обязанностям и обязанностям школ в сфере профилактики суицидов, её методике.  Директорами образовательных учреждений такая работа с учителями, психологами и т.д. должна ежегодно проводится в своих образовательных учреждениях.
  2. Работа по профилактике суицидов должна быть направлена, в частности, на:

- предотвращение роста мобильной и Интернет-зависимости н/с;

- ограничение свободного доступа к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей;

- обеспечению надлежащей информационной безопасности детей;

- увеличение охвата родителей просветительскими мероприятиями по профилактике аутоагрессивного поведения н/с;

- своевременное выявление н/с и семей, находящихся в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации;

- полноту профилактики суицидального поведения н/с, надлежащее  социальное, педагогическое и психологическое сопровождение;

- проведение для родителей н/с состоящих на учёте лекции о правилах воспитания, педагогических подходах, на их консультирование по возникающим вопросам воспитания;

- формирование социально-важных навыков у подростков – навыков позитивного отношения к себе, другим, обществу и государству, конструктивному взаимодействию с людьми, управлению собственными эмоциональными состояниями, умению самостоятельно принимать решения и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях.

- гармонизацию внутрисемейных отношений с целью коррекции детско-родительских отношений, а также повышения психологической и педагогической культуры семьи;

- доведение до родителей необходимости консультаций с психологами, а по необходимости с психиатрами и суицидологами;

- организацию надлежащей качественной психологической и педагогической помощи н/с на местах – в детских коллективах.

  1. Обеспечить взаимодействие на меджведомственном уровне при выявлении несовершеннолетнего, относящегося к «группе риска», в т.ч. с учреждениями соцзащиты населения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, с учреждениями здравоохранения (центрами здоровья детей) в части профилактики суицидального поведения.
  2. Разместить во всех школах и профтехучилищах на видном месте номера телефона мобильной кризисной психологической службы с указанием возможности у ребёнка позвонить туда «в любое время, если на душе тяжело и кажется, что нет выхода».
  3. В случае бездействия органов по делам молодёжи по надлежащей организации бесплатного досуга для детей, состоящих на учёте,  бездействии по исполнению своих обязанностей иными органами системы профилактики - незамедлительно информировать органы прокуратуры.

 

 

Прокуратура Горного района

Поиск
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
ЕГЭ
Телефон доверия

Телефон доверия ЕГЭ:

8 (4112) 421028

8 (495) 1046838

Телефон горячей линии

ЕГЭ 84112421046

ОГЭ 84112421048

8 (495) 9848919

Copyright MyCorp © 2019
Сайт создан в системе uCoz